«Сталкер» по западному
Разговаривая о кино необходимо отметить, что в России иностранные фильмы смотрят часто и много. А вот, что касается обратной стороны медали — смотрят ли жители Запада российское кино? То стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что в России создано много интересных, впечатляющих кинокартин, западным телезрителям почему-то запомнились в основном Советские фильмы, отображающие нищету, послевоенную разруху и людей с каменными лицами. В умах большинства западных жителей почему-то российский кинематограф ассоциируется с такими фильмами, как «Кукушка», «Сталкер», «Ковчег», «Ночной дозор». А между тем, ими забыты такие прекрасные советские фильмы, как «Служебный роман», «С легким паром!». В этих новогодних картинах нет ни грамма намека на нищету и каменные лица.
На иностранных форумах по кинематографу можно найти много обсуждений российского фильма «Сталкер». Этот фильм очень понравился ценителям кино, которого как магнитом притягивает арт-хаус, интеллектуальное кино, любителей философствовать и смотреть экзистенциальные притчи. В основном, такие зрители это студенты, профессора и историки по кинематографу. Тем не менее, даже маститых иностранных кинообозревателей иногда удручает то, что мимо них проскользнул очень известный в России и совершенно не знакомый на Западе фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Как признался кинообозреватель Андре Соарес, написавший свое мнение на сайте о кино Alt Film Guide, он совершенно не знал и не смотрел этот культовый российский фильм последнего тридцатилетия. Андре Соарес считает, что в этом фильме выражена «культурная близорукость».
А между тем все просто объяснить: западные зрители помешанные на кино в стиле мейнстрим не могут понять советский и российский кинематограф. Вот «Сталкер» они отлично понимают и он полностью соответствует их понятию о кинематографе. Как следует из рецензии на «Сталкера» ирландского зрителя Джека Л., фильм снят на местности, в которой на протяжении практически всего фильма имеется много воды. Для него это оказалось не понятным и непривычным, чтобы весь фильм снимали с большим количеством воды. Но потом он догадался — это потому, что в России постоянно идут дожди. Джек оценил пейзаж фильма с его «ржавыми металлическими конструкциями», которые перенесли его в Советское время.
Несмотря на то, что «Сталкер» практически скопирован с книги братьев Стругацких, которые описывали чисто западную страну и все имена в книге иностранные, западные зрители почему-то почувствовали, что Тарковский снял фильм именно о Советском Союзе. И это при том, что в нем нет ни намека на «русские» или «советские» реалии.